Удобный ресурс для особенных людей
8 (800) 100-12-18
(звонок по России бесплатный) +7 (499) 684-00-42
Заказать обратный звонок info@allergyfree.ru

Псевдоаллергия на лекарства

Псевдоаллергия на лекарства
  1. Определение, особенности
  2. Группы препаратов, актуальность проблемы
  3. Механизмы развития реакций
  4. Клинические проявления
  5. Диагностика
  6. Лечение и профилактика
  7. Литература

 

Определение, особенности

Псевдоаллергические реакции на медикаменты - побочные реакции, характеризующиеся развитием симптомов аллергических заболеваний, связанные с высвобождением медиаторов аллергического воспаления при воздействии лекарственных средств на тучные клетки и другие клетки аллергического воспаления. Иммунная система при этом участия не принимает. Такого рода реакции являются не единственной группой побочных эффектов лекарств, не связанных с аллергией (1). Подробнее о других реакциях на медикаменты см. «побочные действия лекарств, не связанные с аллергией».  Для псевдоаллергических реакций на медикаменты характерна связь развития реакции непереносимости с приемом медикамента, что заставляет пациента заподозрить у себя развитие лекарственной аллергии. Тяжесть возникшей реакции на введенный медикамент зависит от скорости введения препарата, его концентрации в плазме крови (которая, в свою очередь, зависит от дозы препарата), а также от содержания тучных клеток в месте введения лекарственного средства. Повышению чувствительности к псевдоаллергическим реакциям на медикаменты способствуют заболевания печени и почек, при которых снижается скорость инактивации гистамина. Также псевдоаллергические реакции развиваются у больных, страдающих хроническими воспалительными заболеваниями, имеющих множественные очаги инфекции. При псевдоаллергических реакциях на медикаменты специфические методы аллергодиагностики не дают положительных результатов. При них нет необходимости избегать назначения всех препаратов, обладающих сходным фармакологическим действием, независимо от структуры с тем, на который была отмечена реакция (1).

Группы препаратов, актуальность проблемы

Спектр препаратов, на которые возможно развитие псевдоаллергических реакций охватывает те лекарства, которые пациент может принимать без назначения врача, например, витамины группы В, аспирин и другие нестероидные противовоспалительные препараты (1); кардиологические препараты - некоторые лекарства для лечения артериального давления и сердечной недостаточности, препараты, применяемые в условиях стационара и при диагностических исследованиях - местные анестетики, наркотические анальгетики, плазмозамещающие растворы, рентгеноконтрастные вещества, некоторые сильнодействующие антибиотики, препараты, применяемые в составе наркоза (миорелаксанты), целлофановые и нейлоновые компоненты мембран оксигенаторов, диализаторов (1,9), йод - и - бромсодержащие препараты, некоторые противоопухолевые препараты (1,3,8). Проблема псевдоаллергических реакций затрудняет внедрение будущих лекарственных средств на основе нанотехнологий (4,5,6).

Механизмы развития реакций

Различают несколько механизмов развития псевдоаллергических реакций на медикаменты. Это неспецифическое высвобождение гистамина из тучных клеток, которое возникает при приеме некоторых антибиотиков, введении плазмозамещающих растворов. У лиц с особенностями метаболизма арахидоновой кислоты прием нестероидных противовоспалительных препаратов вызывает избыточное накопление медиаторов лейкотриенов. Подробно данный механизм описан в разделе «Аспирин - индуцированное респираторное заболевание» (1). Однако, следует отметить, что, например, крапивницу при приеме жаропонижающих средств по поводу лихорадки, вызванной инфекционным заболеванием может вызвать и препарат, и само инфекционное заболевание (2). Рентгеноконтрастные вещества запускают псевдоаллергические реакции за счет активации системы комплемента. Анальгетики и местные анестетики вызывают псевдоаллергические реакции за счет запуска системы белков воспаления - кининов. Реакции на анестетики также происходят за счет возбуждения рецепторов вегетативной нервной системы (1).

Клинические проявления

Клинические проявления псевдоаллергических реакций на лекарства напоминают симптомы аллергических заболеваний. При приеме высоких доз медикаментов со свойствами гистаминолибераторов развивается пульсирующая головная боль, гиперемия кожных покровов, чувство жара, шум в ушах, зуд кожи, высыпания по типу крапивницы, расстройства стула. Чаще приходится иметь дело с рецидивами уртикарных высыпаний (волдырей) при приеме таких медикаментов (1). Введение лекарств, активирующих систему комплемента, может вызвать уртикарные высыпания и ангиоотеки, такие же симптомы бывают при приеме лекарств, активирующих каллекреин - кининовую систему (некоторых кардиологических препаратов) (2). Для пациентов, имеющих аспирин - индуцированное респираторное заболевание, прием нестероидных противовоспалительных средств может спровоцировать проявления крапивницы, а также приступ бронхиальной астмы. Введение больших доз медикаментов, вызывающих псевдоаллергические реакции может спровоцировать анафилактоидный шок. По клиническим симптомам он напоминает анафилактический шок, но при нем наблюдается симптомы преимущественно со стороны одной из систем организма, например падение артериального давления, разлитая гиперемия кожи лица, потеря сознания, но все остальные системы не затронуты. Прогноз, в отличие от анафилактического шока, более благоприятный, при своевременно начатом адекватном лечении купирование шока достигается в первые часы от начала терапии (1).

Диагностика

Как уже было сказано выше, специализированные методы аллергодиагностики при псевдоаллергических реакциях на лекарства не дают положительных результатов. Методы диагностики непереносимости НПВС с развитием аспириновой триады по анализам крови разрабатываются зарубежными исследователями (7). Псевдоаллергический характер реакции устанавливает врач аллерголог - иммунолог на основании данных анамнеза по поводу лекарства, вызвавшего реакцию, связи тяжести симптомов с количеством принятого медикамента, характера симптомов.

Лечение и профилактика

Лечение псевдоаллергических реакций на медикаменты проводят теми же препаратами, которыми лечат аллергические реакции : глюкокортикостероидами, антигистаминными препаратами, средствами для купирования бронхоспазма по показаниям, поскольку медиаторы, вызывающие клинические симптомы, те же, что и при аллергических реакциях. Прием глюкокортикостероидов и антигистаминных препаратов перед оперативными вмешательствами, диагностическими исследованиями и другими процедурами с применением препаратов, вызывающих псевдоаллергию, является обязательной мерой профилактики псевдоаллергических реакций у всех пациентов, страдающих аллергическими заболеваниями. Это связано с тем, что чувствительность слизистых оболочек и кожи к медиаторам аллергического воспаления, выделяющихся при псевдоаллергических реакциях, у аллергиков выше, чем у здоровых людей. При поллинозе рекомендуют воздержаться от проведения плановых операций, инвазивных исследований и процедур с применением рентгеноконтрастных препаратов во время сезона пыления причинно значимых растений (1).

Литература:

  1. Клиническая аллергология под. ред. акад. РАМН, проф. Р.М. Хаитова Москва "МЕДпресс-информ" 2002 УДК 616-056.3 ББК 52.5 К49 стр. 138-144, 431-433
  2. П.В. Колхир Крапивница и ангиоотек. "Практическая Медицина"  Москва 2012 УДК 616-514+616-009.863 ББК 55.8 К61 стр. 89, 209-210
  3. Valerie Clinard, PharmD, Jennifer D. Smith, PharmD, CPP, BC-ADM «Drug-induced Skin Disorders» US Pharmacist 
  4. Madaswamy S. Muthu, Sanjay Singh «Targeted Nanomedicines: Effective Treatment Modalities for Cancer, AIDS and Brain Disorders» Nanomedicine. 2009;4(1):105-118. 
  5. Liang A; Li C; Yi Y; Zhao Y; Wang Y; Li G; Ye Z «Methodology for preclinical assay of pseudoallergy of injectable drugs (I)-mouse model for assay of pseudoallergy induced by injections» Zhongguo Zhong Yao Za Zhi.  2012; 37(13):1865-70 (ISSN: 1001-5302)
  6. Szebeni J «Complement activation-related pseudoallergy: a stress reaction in blood triggered by nanomedicines and biologicals». Mol Immunol.  2014; 61(2):163-73 (ISSN: 1872-9142)
  7. Wüthrich B «Acetylsalicylic acid pseudoallergy: an anomaly of thrombocyte function?»  Allergiestation Dermatologischen Klinik, Universitätsspital Zürich. Hautarzt.  1988; 39(10):631-4 (ISSN: 0017-8470)
  8. Szebeni J; Alving CR; Savay S et.al. « Formation of complement-activating particles in aqueous solutions of Taxol: possible role in hypersensitivity reactions».  Int. Immunopharmacol.  2001; 1(4):721-35 (ISSN: 1567-5769)
  9. Coyne DW; Adkinson NF; Nissenson AR et.al. «Sodium ferric gluconate complex in hemodialysis patients. II. Adverse reactions in iron dextran-sensitive and dextran-tolerant patients» .  Kidney Int.  2003; 63(1):217-24 (ISSN: 0085-2538)

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться в рубрику «Псевдоаллергия на лекарства»

Вход в личный кабинет


Забыли пароль? Регистрация
© Все права принадлежат ООО «АЛЛЕРДЖИФРИ», 2012 - 2017

Бесплатная регистрация


Ваш электронный адрес (E-mail) будет использоваться как логин, для идентификации Вас в качестве клиента AllergyFREE®

Пароль должен состоять не менее чем из 8 символов (для надежности советуем Вам использовать сочетание цифр и букв). Обратите внимание на раскладку клавиатуры: EN или RU и не активна ли клавиша Caps Lock
  •  
  •  
* Поля, обязательные для заполнения
Отмена

Восстановление пароля

Отмена
Наверх